" />
Главная » Общество » С госзакупочным беспределом пора кончать

С госзакупочным беспределом пора кончать

Счетная палата (СП) РФ выявила массовые нарушения в сфере госзакупок.

Аудиторы, в частности, установили, что вне поля зрения общественности оказались корпоративные закупки на сумму 7,5 трлн рублей.

Эти данные содержатся в отчете «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в РФ за 2018 год». «По результатам контрольных мероприятий выявлено 2,261 тыс. нарушений законодательства в сфере закупок на общую сумму 293,7 млрд рублей, что превышает аналогичные показатели за 2017 год на 3,8% и в 2,8 раза соответственно», – говорится в отчете СП.

Среди наиболее распространенных нарушений – некорректная оценка начальной максимальной цены контракта. То есть цены на товары или услуги, приобретаемые министерствами и ведомствами за бюджетные деньги, необоснованно завышаются, для того чтобы приближенные фирмы могли получить как можно больше денег и поделиться с чиновниками. С целью экономии бюджетных средств СП настаивает на принятии нормативно-правого акта, регулирующего ценообразование.

Сегодня обоснование цен в процессе госзакупок носит рекомендательный характер. Цены берутся с потолка, и никто за это никакой ответственности не несет, хотя коррупционная составляющая тут, что называется, видна невооруженным глазом.

Она была бы куда меньше, если бы все договоры в сфере госзакупок носили публичный характер. Однако этого не происходит.

«Разница между размещенными договорами в ЕИС (Единая информационная система в сфере закупок. – Прим. автора) и заключенными договорами составляет 7,5 трлн рублей,.. или более 7% ВВП за 2018 год», – отмечается в материалах контрольного ведомства. В 2017 году, по данным СП, эта разница составляла 3,4 трлн рублей. Поскольку по этим договорам информация в ЕИС отсутствует, а сами закупки фактически засекречены.

Казалось бы, правительство, обязанное экономить бюджетные средства, должно прикладывать максимум усилий, для того чтобы госзакупки становились прозрачными. Однако на практике выходит с точностью до наоборот.

Росту числа непубличных закупок, по мнению аудиторов, способствует распоряжение правительства, изданное летом прошлого года. Оно разрешает юрлицам, имеющим отношение к атомной энергии, засекречивать свои госзакупки, включая те, что не составляют государственной тайны. Не публиковать информацию о госзакупках пару лет назад разрешили и заказчикам финансовых услуг, а также услуг по использованию муниципального имущества.

В результате принятые в конце 2017 года поправки на практике еще больше ограничили доступ к корпоративным закупкам. «Ограничение доступа к корпоративным закупкам является сдерживающим фактором для ускоренного роста национальной экономики», – заключает СП.

Раз секретить госзакупки позволено одним, почему это не позволено другим? Таким вопросом задаются все новые и новые ведомства. В начале этого года желание засекречивать свои госзакупки изъявила Федеральная служба охраны. В ФСО пояснили, что это необходимо «в связи с увеличением количества угроз, в том числе террористического характера, в отношении объектов государственной охраны».

А совсем недавно Росгвардия начала разрабатывать законопроект, предлагающий засекретить ее госзакупки по аналогии с закупками Минобороны, ФСБ, Службы внешней разведки и подведомственных им учреждений. Официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин заявил, что ведомство решает задачи особой важности, в том числе обеспечивает общественную безопасность и участвует в антитеррористической деятельности, поэтому не вся информация должна находиться в открытом доступе. Ряд экспертов, однако, полагает, что желание силовиков засекречивать свои госзакупки на самом деле продиктовано не государственными, а коррупционными мотивами.

По оценке Федеральной антимонопольной службы, на госзакупки ежегодно тратятся порядка 20-25 трлн рублей при почти полном отсутствии в законе четких правил проведения торгов. За счет завышения цены контрактов, увода госзакупок в тень государство теряет сотни миллиардов рублей. С этой порочной практикой давно пора кончать. Мы, налогоплательщики, имеем право знать, сколько и на что конкретно тратят министерства, ведомства, госкомпании и всегда ли эти траты так уж необходимы.

Источник: mirnov.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Названы причины аномально теплой зимы

Уже заканчивающаяся зима оказалась необычайно теплой в Соединенных Штатах, Европе и России. Причем по одной ...